Развитие речи ребёнка с рождения.

Своей болтовней они способны довести родителей до умоисступления. Но крепитесь: разговаривая с ребенком, вы делаете большое дело. Развитие речи ребёнка с рождения — это неоценимый вклад в его будущее. Судя по всему, сейчас растут какие-то неразговорчивые дети.

 

Говорят короткими фразами — обрывками из комиксов и реклам, запинаются, заикаются, не находят нужных слов. Они не могут общаться, потому что не учатся этому. У многих нет братьев и сестер, мало товарищей по играм, живущих поблизости, часто оба родителя работают, семейное время тратится на телевизор, а не на совместные обеды, игры, чтение вслух.

 

Различные исследования показывают: огромное число детей дошкольного возраста имеют расстройства речи. Обретение речи — одно из сложнейших достижений головного мозга. Распознавание речевых структур — врожденная способность; для общения словами в головном мозге заложены специальные переключательные схемы. Благодаря этому дети способны за короткое время усвоить столь сложную вещь, как родная речь.

 

Но сложный механизм головного мозга надо подпитывать. Устная речь стимулирует кровоснабжение, способствует образованию сетевых связей между миллионами нейронов, что важно для усвоения информации, развития интеллекта. И еще одно обстоятельство: с момента рождения для этого должна быть благоприятная обстановка. В головном мозге «окна» для обучения речи «распахнуты» только впервые годы жизни. Позже наверстать упущенное можно будет только с большим трудом.

 

  • Младенцы должны купаться в речи.

 

Говорить научится только тот, кто слушает. Новорожденные различают шумы, звуки, узнают голос матери, знакомый им еще со времени пребывания в ее утробе. В возрасте шести-восьми недель они начинают издавать первые звуки: чмокают, гукают, вскрикивают — замечательная тренировка для мышц рта, дикции. В полгода наступает фаза лепетания: младенец издает похожие на речь звуки, пытается подражать высоте голоса, высказываниям взрослых. Радуется собственному лепету, экспериментирует со своим голосом. Удваивает слоги — «да-да», «ма-ма».

 

Одновременно начинает формироваться понимание речи. Уже в девять-двенадцать месяцев младенцы реагируют на свое имя, знают, что такое соска, мячик, бутылочка. Без устали усваиваются новые понятия, накапливаются в пассивном словарном запасе для последующего активного использования. Примерно к годовалому возрасту, младенцы обычно выговаривают свое первое слово, еще нечетко, но со смыслом. Родители знают код, понимают, что «ааоо» означает «алло» или «ту» — стул.

 

Эти высказывания, состоящие из одного слова, заменяют целые предложения. Мимикой и жестами крошка показывает, что он каждый раз подразумевает под своим «моко», означающим молоко: «Где молоко?» или «Дайте же мне, наконец, молока!»

 

  • Что могут родители?

 

Большинство родителей интуитивно поступают правильно, разговаривая с новорожденным на «детском» языке, оптимальном для его восприятия: с определенной тональностью, простыми предложениями, выразительной мимикой. Таким образом, достаточно рано завязывается диалог, в ходе которого ребенок быстро соображает, как происходит общение: он отвечает на нежные слова матери смехом, гуканьем, лепетом.

 

Слова и чувства в нем неразрывно связаны. По сердечным, ласковым словам во время пеленания, купания, кормления, ношения на руках младенец чувствует, что его любят — и одновременно «играючи» знакомится с языком. Даёт успокоить себя колыбельной, наслаждается присказками, когда мама играет с его пальчиками, ласкает, щекочет за ушком. Родителям надо называть предметы и давать их младенцу в руки. Ловкость рук и моторика рта тесно взаимосвязаны, соответствующие участки головного мозга расположены рядом, влияют друг на друга.

Тревожные признаки, показывающие, что со слухом не все в порядке:

 

• В 3 месяца он не реагирует на шумы, в шесть месяцев не поворачивает к вам голову, когда вы обращаетесь к нему.

 

• В полугодовалом возрасте лепечет заметно реже, чем прежде.
Мальчикам требуется больше времени.

 

У каждого ребенка свой собственный темп. Как правило, мальчики начинают говорить позднее, чем девочки. Развитие речи ребёнка с рождения происходит скачкообразно, может на один-два месяца затормозиться, чтобы потом сделать резкий рывок.

 

  • У годовалых — рот не закрывается весь день.

 

Они обходятся малым запасом слов, прибегая к обобщениям: «Ав-ав» относится ко всем четвероногим, «папа» — ко всем мужчинам; слова образуются с покоряющей логикой (подушка — подуха).

 

Примерно в полтора года большинству удается выговаривать предложения из двух слов (приблизительно через полгода после первого слова). Словосочетания уже осмысленные, согласуются с грамматикой: «ням-ням моко» означает «хочу молока».

 

Начиная с двух лет «открываются все шлюзы». Двухгодовалые дети образуют предложения из нескольких слов. Правда, грамматически еще не вполне корректные. Звуки, которые они еще не могут артикулировать, заменяются на другие. Отсюда же и мнимое заикание (неплавность речи, потому что они думают быстрее, чем находят слова), а также разные забавные словечки.

 

Словарный запас увеличивается скачкообразно. В 18 месяцев дети знают в среднем 25 слов, а в 24 месяца — в десять раз больше, в 3 года — около 800 слов. В конце третьего года жизни ребенок осмысленно называет себя «я», может выражать простые взаимосвязи.

 

  • Что могут родители?

 

Родители смогут оптимально стимулировать обучение речи, если у них существует тесная связь со своим ребенком, если они уделяют ему достаточно времени, выслушивают его, играют с ним. Надо побуждать его к разговору, пению, рассказам, но не настаивать («А ну-ка скажи…»). Это должно ему доставлять удовольствие. Постоянно показывайте ребенку, как вы рады его успехам. Так он научится видеть разницу между осмысленными и бессмысленными (последние, со временем исчезнут) комбинациями звуков. Не говорите упрощенным, сюсюкающим языком, к примеру, «Хочешь ам-ам?».

 

Четко произносимые слова, простые предложения, всегда одно и то же название для соответствующих предметов. Маленькие дети в восторге от звукоподражания, языковых игр, песенок, стишков, особенно когда они сопровождаются жестами, движениями. Ребенок воспринимает речь всеми чувствами, например, когда мама ритмично качает его на ноге в игре «Лошадка», напевая: «Поехали, поехали по гладенькой дорожке, в ямку — бух!», при этом как бы подхватывая его при падении.

 

Рассматривайте вместе книжки с картинками, придумывайте истории. Это стимулирует воображение. Давайте двухгодовалому ребенку пускать мыльные пузыри, пить через соломинку, играть на губной гармошке — все это развивает артикуляцию. Трехгодовалому малышу давайте паззлы, ножницы, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин, сборно-разборные игрушки — это развивает ловкость рук.

 

Тревожные признаки:

 

• Полуторагодовалый ребенок не понимает простых предложений, не произносит ни одного осмысленного слова.

 

• В два года не может составить предложение из двух слов или владеет менее чем 50 словами.

 

• Трехгодовалый лопочет так неразборчиво, что чужой человек ничего не понимает.

 

  • В пять лет речь хорошо развита

Обычно четырехлетние дети уже правильно выговаривают все звуки, за исключением, может быть, некоторых. В образовании придаточных предложений и в склонении еще могут быть ошибки. В пять лет обучение речи в общих чертах завершено (шлифовка стиля, пополнение словарного запаса длится вплоть до половой зрелости). Пятилетние могут излагать свои мысли в правильной языковой форме. Правильно спрягают глаголы, произносят все звуки, без ошибок строят придаточные предложения, могут назвать почти все, что знают. Иногда случаются еще срывы, но пока это нормально. Шестилетние — уже понимают смысл абстрактных понятий.

 

  • Что могут родители?

 

Взрослым надо обращать внимание на всестороннее развитие, в том числе на развитие речи ребёнка с рождения. Пусть больше двигается, резвится, лазает, катается на велосипеде. Побуждайте его мастерить что-либо, рисовать. У него должно быть время для игр, развивайте его концентрацию внимания, обсуждайте его переживания, рассказывайте что-нибудь так, чтобы стимулировать «почемучек» задавать вопросы. Тревожные признаки:

 

 

• Пяти — шестилетний ребенок не может правильно артикулировать звуки.

 

• Заикание.

 

• Неправильный порядок слов в предложении.

 

• Не может объясниться с посторонним.

 

 

  • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журнала BeautyHuman.ru
3 Comments
  1. Моему ребенку сейчас почти четыре месяца, он у меня первый, поэтому и уход, и общение с ним для меня в новинку. Однозначно ребенок очень любит, когда с ним разговаривают. Я заметила, что в те дни, когда с ним больше общаешься (в смысле, разговариваешь), поешь песни, то под вечер он менее капризный (а обычно под вечер капризность увеличивается). Его разговоры и внимание успокаивают. Он даже может сам, без укачивания заснуть, когда спокоен.

  2. У нас растут не только неразговорчивые дети, но и уже выросли странные родители: они рожают ненужных им детей и доверяют их воспитание электронным устройствам, они не только не общаются с детьми, но и не читают им сказок. Да и между собой люди все реже общаются вслух. Может устная речь скоро станет ненужной? Ведь легче написать сообщение…

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.