Как отказать вежливо? Три приёма эффективного отказа!

Приятно быть востребованным, а еще лучше — незаменимым. Но не стоит забывать о том, что у любой медали две стороны. И если внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что твоя востребованность – это не что иное, как ловко завуалированное использование твоих способностей.

 

А незаменимость – прикрытие для чьей-то лени или некомпетентности. Как отказать вежливо? Эта мысль наверняка не раз тяготила тебя в процессе взаимодействия с сотрудниками. В этой статье, автор расскажет о трёх эффективных приёмах отказа на Вашем рабочем месте.

 

Если тебя не прельщает выполнение чужих обязанностей, лишняя ответственность и ненормированный рабочий день, следует научиться говорить «Нет». Причем делать это так, чтобы никому и в голову не пришло назвать тебя неотзывчивым человеком. Итак, приступим. Для начала ознакомимся с несколькими приемами, которые позволят избежать лишних нагрузок и сохранить с коллегами и начальством хорошие отношения.

 

  • Как отказать вежливо? 

 

I. Первый прием заключается в следующем. Ты внимательно выслушиваешь просьбу шефа или коллеги. Понимающе киваешь головой, выражая полную готовность незамедлительно приступить к активным действиям. Но! У тебя возникает несколько вопросов, и ты начинаешь уточнять:

 

  • специфические особенности предстоящей деятельности;

 

  • трудности, которые могут возникнуть в процессе выполнения просьбы;

 

  • координаты людей, которые могут тебя проконсультировать, в случае возникновения трудностей;

 

  • действия, которые необходимо сделать в первую очередь, чтобы выполнить просьбу самым наилучшим образом;

 

  • действия, которые необходимо сделать во вторую и третью очереди;

 

  • еще раз повторяешь алгоритм действий (только для того, чтобы в очередной раз убедиться в том, что ты все понял правильно) и т.д. и т.п.

 

Как ты понимаешь, после такого диалога у твоего собеседника обязательно начнут возникать сомнения, а стоит ли обращаться к тебе с какой бы то ни было просьбой. Ведь гораздо легче выполнить дело самому, чем в мельчайших деталях и не один раз объяснять тебе, что и как нужно сделать. Или же, как вариант, найти другого, более понятливого исполнителя.

II. Второй прием не столь безболезненный, чем первый, но он нисколько не уступает ему в эффективности. Предположим, ты отлично рисуешь, и об этом знают все, в том числе и твой начальник. И, надо же, какое совпадение! Вдруг срочно потребовалось оформить корпоративный стенд, который будет красоваться на входе в офис. Естественно, лучшей кандидатуры для выполнения этого задания, чем ты, просто не существует. И ты незамедлительно приступаете к работе. Но! Пожалуйста, не старайся сделать это красиво, креативно и оригинально.

 

Попробуй сделать это плохо – используй не те цвета или не тот шрифт, потрудись нарушить все планы композиции рисунка…и вообще, забудь на время об аккуратности. Естественно, тебя ждет гневное разочарование шефа, которое ему незамедлительно захочется выразить. Может быть, даже в присутствии  твоих коллег. Может быть, тебе даже будет сделан выговор. Но, зато, больше никто и никогда не обратится к тебе с просьбой нарисовать, украсить, сделать эскиз или дать уроки рисования ребенку шефа или коллеги.

 

III. Третий прием – работает практически безотказно. Некоторые люди искусство манипулировать другими освоили блестяще. Наверняка и у вас есть такие сотрудники. Допустим, к тебе опять обращаются с просьбой. Ты тут же соглашаешься ее выполнить. Но! Учитывая твою занятость и кучу дел, dead line которых наступил еще вчера, ты предлагаешь что-то вроде сделки. Например, просят помочь с отчетом. Ты: « Да, конечно, я помогу тебе с отчетом, но только мне придется задерживаться на работе.

 

Может твоя мама (твой муж, брат, сестра, свекровь) заберет моего ребенка из детского сада и посидит с ней, пока я не закончу дело». Или: «Я обязательно помогу тебе с отчетом, но только скажи нашему шефу, что данные по продажам будут несколько позже и объясни почему, ладно, а то он меня съест» и т.д. Вариантов много и найти подходящий для твоей ситуации не составит труда. Обрати внимание, ты не объясняешь и не оправдываешься, что у тебя ребенок, дом, семья, в конце концов — свои отчеты. Ты предлагаешь альтернативный выход из ситуации! Взвесив все «за» и «против» — твой коллега примет решение доделать отчет самостоятельно или обратится к другому коллеге.

 

как быть востребованным?

А ведь именно этого ты и хотел добиться! Практика показывает, что этих приемов вполне достаточно для того, чтобы люди перестали видеть в тебе рабочего коня (или рабочую лошадь), чье призвание трудиться в поте лица без выходных и праздников.

 

Но! Само по себе знание приемов вежливого отказа не является гарантией твоей неприкосновенности для желающих попользоваться чужой добротой. И тем не менее, надо их активно и в меру использовать. Потренируйся, и у тебя обязательно все получится!

 

 

  • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журнала BeautyHuman.ru
1 Comment
  1. а еще можно вежливо объяснить, что тебе просто некогда выполнять чужую работу, сказать, что у тебя полно своей работы плюс муж, 10 детей и стадо поросят дома некормленых сидят и ждут. если же коллега по совместительству – настоящий друг, то помочь обязательно нужно, даже если домашние поросята слегка скинут в весе 🙂

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.