Нарушения письма у детей — Как решить данную проблему?

Некоторые родители не понимают, почему у их ребёнка, достаточно развитого и сообразительного, вдруг при начале обучения в школе обнаруживаются затруднения с письмом и чтением.

 

Дети оказываются не способными правильно читать и писать, допускают множество ошибок, даже при, казалось бы, простом задании – списывании с учебника, путают буквы и неправильно их пишут, хотя при этом могут хорошо справляться с математикой и другими предметами.

 

Родители начинают ругать детей за невнимательность, лень и т.д. Грамотный учитель должен вовремя заметить подобные нарушения и направить ребёнка к логопеду.

 

  • Механизм дисграфии.

 

Нарушение письма у детей или дисграфия, обычно возникает у ребёнка с неразвитым речевым слухом. То есть малыш неясно и нечётко слышит звучащую речь, он может путать звуки «с-ш», «з-с», «п-б» и т.д. Ребёнок не способен правильно улавливать определенные звуки и представлять их в виде буквы в достаточно быстром потоке речи. Еще одна причина нарушения письменной речи – нарушение зрительно-пространственных отношений. Ребёнок не улавливает тонких различий между написанием букв, например: пишет буквы «и», «у» в обратную сторону, у буквы «ш» появляется лишняя палочка и т.д.

При неисправленном звукопроизношении в дошкольном возрасте велика вероятность того, что ребёнок будет писать неправильно, то есть так, как он сам произносит. Если малыша вовремя не научили произношению, например, звука «ж», и он в речи заменяет его на «з», то, скорее всего и на письме он будет заменять соответствующие этим звукам буквы.

 

Самая частая причина нарушения письма у детей – недоразвитие грамматического стороны речи. Если в речи ребёнка большое количество аграмматизмов («красивый яблоко», «смешные картинка»), то это всё, конечно же, скажется и на письме.

 

  • На что необходимо обратить внимание?

 

Родителям важно предотвратить развитие нарушений письма ещё в дошкольном возрасте ребёнка, для этого стоит обратить особое внимание на следующее:

 

• ребёнок левша

 

• ребёнок – переученный правша

 

• двуязычие в семье

 

• ребёнок имел недостатки звукопроизношения

 

• ребёнок посещал логопедическую группу

 

• наличие проблем со вниманием и памятью, несмотря на постоянные занятия

 

• искажение произношения слов

 

• пропуски букв на письме или недописывание слов

 

Если родители обнаружили, хотя бы один из этих вариантов, необходимо проконсультироваться со специалистом ещё до поступления в школу, тогда многих проблем при обучении можно будет избежать.

 

  • Нарушения письма (дисграфия) у детей – профилактика.

Нарушения письма у детейРанняя профилактика нарушения письма у детей включает в себя развитие у ребёнка высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Также существуют определенные упражнения для профилактики дисграфии:

 

1. «Корректурная правка». Необходим напечатанный крупным шрифтом текст. Ребёнок ежедневно должен выполнять следующее задание: зачеркивает в тексте заданные буквы.

 

Задание со временем усложняется, например, букву «и» надо зачеркнуть, а «н» обвести в кружок. Для детей, еще не умеющих читать, буквы заменяются маленькими изображениями: круги, квадраты, ёлочки, ромбики и т.д. Работа над данным заданием не должна превышать пяти минут.

 

2. «Лабиринты». При прорисовывании линий в лабиринтах ребёнок должен двигать кистью, а не листом бумаги.

 

3. «Дорисуй вторую половину». Ребёнок дорисовывает вторую часть картинки, левую или правую. Для этого необходимо брать крупные, чёткие изображения, без мелких деталей.

 

4. «Повтори». Взрослый складывает из счетных палочек фигуру или рисует её на бумаге, ребенок в течение 5 секунд разглядывает её, затем воспроизводит по памяти.

 

5. Для детей, уже имеющих навыки письма подойдут задание на переписывание текстов с пропущенными буквами.

 

6. Для развития речевого слуха, играющего важную роль в формировании процессов овладения письменной речью, подойдут задания на повторение за взрослым звуков, слогов, слов, а так же ритмических рисунков.

 

Например, взрослый отстукивает по столу карандашом простой ритм, ребёнок прослушивает и пытается его воспроизвести. Все эти упражнения являются профилактикой, для предотвращения нарушений письма у детей.

 

Но если ребёнок, выполняя их, допускает достаточно большое количество ошибок, необходимо проконсультироваться с логопедом или психологом. При раннем выявлении нарушений формирования письма многих проблем при обучении в школе можно будет избежать.

 

 

  • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журнала BeautyHuman.ru
Комментариев пока нет

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.