Психологические особенности дошкольного возраста

В последнее время психологи и педагоги отмечают у детей снижение способности к самоуглублению, концентрации, отсутствие увлеченности каким-либо делом. Современные дети уже не отличаются той фантазией, которая была свойственна их родителям в детском возрасте, у них заметно снижена творческая активность.

 

С чем это связано? Прежде всего, с неправильным пониманием того, что существуют вполне определенные психологические особенности дошкольного возраста ребенка, при игнорировании которых наверстать упущенное будет практически невозможно.

 

  • Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого

 

Приблизительно в начале IX в. сразу несколько гениальных психологов (Фрейд, Пиаже и Л.С. Выготский ) совершили своего рода открытие: дети и взрослые воспринимают мир по-разному, то есть детство отличается заметным качественным своеобразием. После этого детская часть жизни человека превратилась в социальную идею.

 

Нынешняя же тенденция такова, что особенности развития детей младшего возраста почти повсеместно игнорируются. И это очень негативно сказывается и на психическом, и на личностном развитии ребенка. Разрыв между современными детьми и взрослыми все больше увеличивается. Почти не стало разновозрастных детских компаний.

 

С активным внедрением в повседневную жизнь информационных технологий в обществе все больше повышается ценность интеллекта. Игру, творческую деятельность, живое общение со взрослым для ребенка заменили телевизионный экран и монитор компьютера. Некоторые педагоги и родители стараются опередить время и как можно раньше научить ребенка читать, считать, писать. Вот только зачем?

  • Психологические особенности дошкольного возраста. Обучение – это не развитие!

 

Психологические особенности дошкольного возрастаК сожалению, сегодня под развитием ребенка все чаще понимаются исключительно расширение его кругозора и приобретение конкретных навыков. Такого мнения придерживаются не только многие родители, но и некоторые педагоги, и даже производители игрушек (большинство «развивающих» игр – это всего лишь наборы для тренировки каких-либо навыков или знакомства с новой информацией).

 

Считается, что ребенок должен активно накапливать знания, а для этого постоянно находиться в процессе обучения. Его эмоциональная сфера и способность к социальной адаптации, а также умение выражать себя творчески в понятие «развитие» не включаются.

 

Но с точки зрения философии развитие – это всегда появление нового качества. Например, нового отношения к другим людям и миру вообще, новых желаний, способностей, мотивов, побуждений, интересов и так далее. Все это находит выражение в том, что ребенок постоянно что-то придумывает и создает, к чему-то стремится. Действия же по указке взрослого, как и ответы на его вопросы (пусть и правильные), к развитию не имеют никакого отношения.

 

Многие ли родители и педагоги задумываются об этом? А ведь последние исследования показали, что если воспитание младших дошкольников ориентировано в основном на раннее обучение, то это приводит к появлению в детях повышенной тревожности, неуверенности в себе, внутреннему напряжению и, как следствие, исчезновению творческого потенциала.

 

  • Ребенку нужно дать возможность прожить детство

 

Сегодня существует множество систем воспитания и развития ребенка. И некоторые из них как раз учитывают психологические особенности дошкольного возраста детей. Например, в так называемой вальдорфской педагогике не принимается идея раннего (до 7 лет) обучения. Основной акцент делается на воспитании чувств ребенка, естественном развитии без оценок и воздействии собственным примером взрослого. Приверженцы этой теории считают, что при достаточном развитии духа ребенка в дальнейшем к нему обязательно придет и интеллектуальный успех.

 

Младшие дошколята (3-4 лет) нуждаются лишь в игре и спонтанном творчестве. Они могут быть строптивы и упрямы, так как испытывают потребность в самоутверждении. В игре больше сосредотачиваются на себе, обходясь без сотоварищей. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) отличается появлением тяги к совместным играм, развитием интереса к творчеству – музыке, танцам, рисованию.

Очень важно вовремя заметить и дать возможность ребенку свободно и полно развивать в себе то, чем его одарила природа. Кроме того, у старшего дошкольника появляется потребность в тесном общении со взрослым. Он очень нуждается в его внимании и совместной деятельности.

 

У малыша наступает знаменитый возраст «почемучек». При всей занятости современных родителей очень важно находить хотя бы полчаса в день на общение со своим ребенком. Хотя бы для того, чтобы обсудить с ним, где можно развлечься в выходные всей семьей.

 

Ни одна телевизионная передача и уж тем более компьютерная игра не могут дать маленькому человечку то богатство родового и жизненного опыта, которым обладают его мама и папа – люди, прожившие, если говорить о продолжительности, уже несколько его жизней. Поэтому даже воспитание в неполной семье обязательно должно включать передачу этого опыта.

 

 

  • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журнала BeautyHuman.ru
Комментариев пока нет

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.